Наблюдая за своими знакомыми, я уже давно заметил одну странную особенность: почти никто из
них не обладает одновременно хорошим физическим и интеллектуальным развитием,
словно бы эти две вещи были взаимоисключающими. А сегодня я услышал следующее
любопытное мнение, высказанное в одной передаче профессором Савельевым: «В
здоровом теле – здоровый дух, на самом деле – одно из двух». Далее профессор
объясняет: кровоснабжение улучшается только в тех областях мозга, которые активно
задействованы; в мозгу все время идет перераспределение крови; занятия
физкультурой и совершенствование двигательных навыков благотворно влияют на
соответствующие участки мозга, однако нейроны, отвечающие за умственное
развитие, при этом деградируют и отмирают. Поэтому нужен или баланс между этими
двумя вещами, или надо делать выбор – желательно в пользу развития
интеллектуального. Затем было сделано еще более интересное утверждение:
человек, занимающийся интеллектуальным трудом, до преклонного возраста
сохраняет потенцию, в отличие от физкультурника.
Услышав
такое, я глубоко задумался. Неужели в самом деле развитие тонких двигательных
навыков, игра в спортивные игры и на музыкальных инструментах, езда на машине и
на велосипеде делают человека глупее, потому что, мол, кровь отливает к
нейронам, управляющим моторикой? Откровенно говоря, я всю жизнь считал, что,
напротив, человек должен развиваться разносторонне и гармонично, и лишь в таком
случае у него появляется шанс по максимуму реализовать все свои потенции, в том
числе и интеллектуальные. Мне казалось, что мой личный опыт находится в полном
согласии с этой идеей: занятия физкультурой и спортом всегда очень благотворно
отражались на моих мыслительных способностях.
Некоторое
время я думал над этим парадоксом. Желая более подробно ознакомиться с
вопросом, я прочитал еще одно интервью, взятое у Савельева. В нем он сделал
другое, не менее спорное утверждение: дескать, мужчины умнее женщин. Однако я
по опыту работы с учениками знаю, что в среднем девочки заметно умнее
мальчиков. Таким образом, авторитет господина Савельева в моих глазах был
подорван. Кроме того, если подумать, несложно прийти к выводу, что два его
утверждения:
1) физическое и умственное развитие – вещи
взаимоисключающие: либо одно, либо другое;
2) мужчины умнее женщин
противоречат
друг другу. В самом деле, ни для кого не секрет, что средний мужчина физически
превосходит среднюю женщину. Поэтому (см. первое утверждение) женщины должны
быть умнее мужчин. Мы пришли к противоречию, следовательно, по крайней мере
одно из этих утверждений ложно.
Читатель
может возразить, что, мол, почему же тогда среди мужчин гораздо больше видных
ученых, писателей и других интеллектуалов? Дело в том, что среди мужчин по
биологическим причинам наблюдается значительно больший разброс: больше и очень
глупых, и очень умных. Поэтому и ярко одаренные мужчины встречаются намного
чаще. Но в процентном отношении их все равно ничтожно мало.
Однако,
отвлекшись на спор между мужским и женским интеллектом, мы забыли о первоначальном
вопросе: действительно ли приходится делать выбор между умственным и физическим
развитием? Почему так широко распространено убеждение, что все спортсмены
тупые? Наконец, почему мои собственные наблюдения указывают на то, что
умственное и физическое развитие практически несовместимы?
Ответ
довольно прост. Дело в том, что выдающиеся способности вообще встречаются не
так часто. А разносторонняя одаренность – и вовсе большая редкость. Положим для
простоты, что блестящим умом обладает 10% населения и яркими спортивными
данными – тоже 10%. Тогда, упрощенно говоря, физически крепких интеллектуалов
будет только 1%. Иными словами, 9 из 10 спортсменов будут заурядными
обывателями, «тупыми», а 9 из 10 мыслителей – хилыми, «ботаниками».
Другая
причина состоит в том, что в силу тех или иных обстоятельств у ребенка может
развиться преимущественный интерес или к спорту, или к учебе. Постепенно одни
привыкают находить самоутверждение и самореализацию в футболе или боксе, а
другие – в литературе или математике. Ведь от самоидентификации зависит очень
многое. Одно дело, когда человек говорит себе: «Я – футболист!» И совсем
другое, когда говорит: «Я – литератор!» Ясно, что первый будет с наибольшим
энтузиазмом ходить на тренировки, а второй – читать книжки…
Но на самом
деле организм человека устроен так, что одним из главных слагаемых гармоничной
жизни является оптимальный приток свежих впечатлений, ощущений и информации. Интенсивное
взаимодействие с внешней средой способствует утолщению коры головного мозга,
увеличению количества нейронов и связей между ними, улучшению их питания и
кровоснабжения. Большое число ментальных и двигательных навыков, широкий спектр
воздействий на мозг через все органы чувств способствуют развитию мозга у детей
и предохраняют взрослых от таких недугов как болезнь Альцгеймера и вообще от
старения мозга. Напротив, недостаточная стимуляция со стороны окружающей среды
и образ жизни, предпочитаемый большинством пожилых людей, дурно отражаются на
тканях мозга. В результате дети становятся недоразвитыми аутистами, а взрослые
– ригидными маразматиками. Во избежание таковых неприятностей, грудным детям
рекомендованы такие процедуры как массаж, а взрослым – всевозможная активность.
Не только в детстве, но в течение всей жизни мозг способен изменять свою структуру
под воздействием упражнений. Это называется «нейропластичность». Потому если хотите,
чтобы ваш мозг был в порядке, будьте активны, всесторонне развивайтесь и
обеспечивайте нервную систему постоянным потоком разнообразных раздражителей.
Разнообразных!
И не стоит
бояться, что чтение книг или решение математических задач сделает вас слабаком,
а утренняя гимнастика или велосипедная прогулка – дебилом. Физическая
активность необходима организму, а так как мозг является его частью, то
физическая активность необходима и мозгу. Следовательно, при прочих равных
условиях физкультурник будет умнее, а не глупее того, чье тело разбито
гиподинамией.
|