Репетитор по математике
в Санкт-Петербурге
Московский район
телефон 8-911-081-27-95


В здоровом теле – здоровый дух


Наблюдая за своими знакомыми, я уже давно заметил одну странную особенность: почти никто из них не обладает одновременно хорошим физическим и интеллектуальным развитием, словно бы эти две вещи были взаимоисключающими. А сегодня я услышал следующее любопытное мнение, высказанное в одной передаче профессором Савельевым: «В здоровом теле – здоровый дух, на самом деле – одно из двух». Далее профессор объясняет: кровоснабжение улучшается только в тех областях мозга, которые активно задействованы; в мозгу все время идет перераспределение крови; занятия физкультурой и совершенствование двигательных навыков благотворно влияют на соответствующие участки мозга, однако нейроны, отвечающие за умственное развитие, при этом деградируют и отмирают. Поэтому нужен или баланс между этими двумя вещами, или надо делать выбор – желательно в пользу развития интеллектуального. Затем было сделано еще более интересное утверждение: человек, занимающийся интеллектуальным трудом, до преклонного возраста сохраняет потенцию, в отличие от физкультурника.

Услышав такое, я глубоко задумался. Неужели в самом деле развитие тонких двигательных навыков, игра в спортивные игры и на музыкальных инструментах, езда на машине и на велосипеде делают человека глупее, потому что, мол, кровь отливает к нейронам, управляющим моторикой? Откровенно говоря, я всю жизнь считал, что, напротив, человек должен развиваться разносторонне и гармонично, и лишь в таком случае у него появляется шанс по максимуму реализовать все свои потенции, в том числе и интеллектуальные. Мне казалось, что мой личный опыт находится в полном согласии с этой идеей: занятия физкультурой и спортом всегда очень благотворно отражались на моих мыслительных способностях.

Некоторое время я думал над этим парадоксом. Желая более подробно ознакомиться с вопросом, я прочитал еще одно интервью, взятое у Савельева. В нем он сделал другое, не менее спорное утверждение: дескать, мужчины умнее женщин. Однако я по опыту работы с учениками знаю, что в среднем девочки заметно умнее мальчиков. Таким образом, авторитет господина Савельева в моих глазах был подорван. Кроме того, если подумать, несложно прийти к выводу, что два его утверждения:

1)         физическое и умственное развитие – вещи взаимоисключающие: либо одно, либо другое;

2)         мужчины умнее женщин

противоречат друг другу. В самом деле, ни для кого не секрет, что средний мужчина физически превосходит среднюю женщину. Поэтому (см. первое утверждение) женщины должны быть умнее мужчин. Мы пришли к противоречию, следовательно, по крайней мере одно из этих утверждений ложно.

Читатель может возразить, что, мол, почему же тогда среди мужчин гораздо больше видных ученых, писателей и других интеллектуалов? Дело в том, что среди мужчин по биологическим причинам наблюдается значительно больший разброс: больше и очень глупых, и очень умных. Поэтому и ярко одаренные мужчины встречаются намного чаще. Но в процентном отношении их все равно ничтожно мало.

Однако, отвлекшись на спор между мужским и женским интеллектом, мы забыли о первоначальном вопросе: действительно ли приходится делать выбор между умственным и физическим развитием? Почему так широко распространено убеждение, что все спортсмены тупые? Наконец, почему мои собственные наблюдения указывают на то, что умственное и физическое развитие практически несовместимы?

Ответ довольно прост. Дело в том, что выдающиеся способности вообще встречаются не так часто. А разносторонняя одаренность – и вовсе большая редкость. Положим для простоты, что блестящим умом обладает 10% населения и яркими спортивными данными – тоже 10%. Тогда, упрощенно говоря, физически крепких интеллектуалов будет только 1%. Иными словами, 9 из 10 спортсменов будут заурядными обывателями, «тупыми», а 9 из 10 мыслителей – хилыми, «ботаниками».

Другая причина состоит в том, что в силу тех или иных обстоятельств у ребенка может развиться преимущественный интерес или к спорту, или к учебе. Постепенно одни привыкают находить самоутверждение и самореализацию в футболе или боксе, а другие – в литературе или математике. Ведь от самоидентификации зависит очень многое. Одно дело, когда человек говорит себе: «Я – футболист!» И совсем другое, когда говорит: «Я – литератор!» Ясно, что первый будет с наибольшим энтузиазмом ходить на тренировки, а второй – читать книжки…

Но на самом деле организм человека устроен так, что одним из главных слагаемых гармоничной жизни является оптимальный приток свежих впечатлений, ощущений и информации. Интенсивное взаимодействие с внешней средой способствует утолщению коры головного мозга, увеличению количества нейронов и связей между ними, улучшению их питания и кровоснабжения. Большое число ментальных и двигательных навыков, широкий спектр воздействий на мозг через все органы чувств способствуют развитию мозга у детей и предохраняют взрослых от таких недугов как болезнь Альцгеймера и вообще от старения мозга. Напротив, недостаточная стимуляция со стороны окружающей среды и образ жизни, предпочитаемый большинством пожилых людей, дурно отражаются на тканях мозга. В результате дети становятся недоразвитыми аутистами, а взрослые – ригидными маразматиками. Во избежание таковых неприятностей, грудным детям рекомендованы такие процедуры как массаж, а взрослым – всевозможная активность. Не только в детстве, но в течение всей жизни мозг способен изменять свою структуру под воздействием упражнений. Это называется «нейропластичность». Потому если хотите, чтобы ваш мозг был в порядке, будьте активны, всесторонне развивайтесь и обеспечивайте нервную систему постоянным потоком разнообразных раздражителей. Разнообразных!

И не стоит бояться, что чтение книг или решение математических задач сделает вас слабаком, а утренняя гимнастика или велосипедная прогулка – дебилом. Физическая активность необходима организму, а так как мозг является его частью, то физическая активность необходима и мозгу. Следовательно, при прочих равных условиях физкультурник будет умнее, а не глупее того, чье тело разбито гиподинамией.



Бесплатный конструктор сайтов - uCoz