Репетитор по математике
в Санкт-Петербурге
Московский район
телефон 8-911-081-27-95


Случаи из практики

Наверное, никому не приходится так часто цитировать Лермонтова, как репетитору по математике:
"Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно. "

Вот несколько трагикомических случаев из моей практики:
 
– Что такое разность квадратов?
 – Это когда квадраты разные.
 
***
– С какого места непонятно?
– С пятого класса.

 ***
– Что такое пропорция?
 – 90:60:90.

 ***
– Что такое окружность?
– Окружность – это круг.

 ***
– Ты это сама делала?
Девочка поворачивается к маме, сидящей на диване, и спрашивает:
– Что говорить?

 ***
При решении заданий на формулы приведения:
– Меня немного смущает, что тут не альфа, а бета.

 ***
– В чем состоит теорема Пифагора?
– Сумма квадратов катетов равна сумме квадратов гипотенузы.

 ***
Когда я услышал от одного из своих учеников, что ботаник – это тот, кто много учится и читает, я сказал, что в таком случае я – король ботаников. На это мне возразили: «Вы – не ботаник, вы – ученый».

 ***
На одном из следующих уроков от этого же ученика я узнал, что если я не могу решить какую-либо задачу за 3 секунды, то простому смертному решить ее и вовсе невозможно.

 ***
– Если вы говорите, что задача интересная, значит решить ее невозможно.

 ***
– Какое основание у натурального логарифма?
 – Натуральное число.

 ***
У меня есть очень забавный ученик.
Узнав о существовании теоремы, согласно которой в прямоугольном треугольнике против угла в 30 градусов лежит катет вдвое короче гипотенузы, он вообразил, что в любом прямоугольном треугольнике обязательно должен быть угол в 30 градусов. При этом мой подопечный рассуждает следующим образом: «Это прямоугольный треугольник, следовательно, в нем есть угол, равный 30 градусам».
«Что за странный вывод? – вопрошаю я, – откуда тебе известна градусная мера этого угла?»
Но моему ученику, кажется, вовсе нет дела до того, что любой вывод должен на что-то опираться. Он считает так просто потому, что ему хочется так считать.
 Но если в математике такой подход никуда не годится, то в жизни его часто практикуют, и практикуют вполне успешно.
Например, Иван Иваныч без особой причины решил считать, что он не нравится Петру Петровичу. Но тогда Иван Иваныч начнет вести себя таким образом, что и в самом деле не будет нравиться Петру Петровичу.

 ***
Объяснял я как-то одному ученику, что такое возрастающая функция. – Функция является возрастающей, – говорил я, – в том и только в том случае, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции. Обозначим два различных значения аргумента через х1 и х2… Так я продолжал некоторое время. Парень слушал меня, слушал, а потом вдруг и говорит: – Этого не может быть. – Почему? – удивился я. – Потому что х1 и х2 – это корни квадратного уравнения.

 ***
Я предложил одиннадцатикласснице такую задачу: Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости? Девушка рассудила так: в задаче даны числа «3» и «15», следовательно, надо одно поделить на другое. Ответ: 0,2.

 ***
Аксиома: Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, на которой лежат все общие точки этих плоскостей.
Задача: Могут ли две плоскости иметь ровно две общие точки?
– Да, – отвечает ученик.
– А если прочитать аксиому?
Ученик читает и, подумав некоторое время, радостно изрекает:
– Если две плоскости имеют две общие точки, то они имеют две общие прямые!

 ***
– Назови действие, обратное сложению.
– Вычитание.
– Умножению?
– Деление.
– Возведению в степень?
– Выведение из степени.

 ***
Увидев уравнение с натуральным логарифмом, одиннадцатиклассник спрашивает:
– А что это за «ин»?

 ***
Решая задачи по стереометрии, мои ученики частенько рисуют картины во вкусе Эшера.

 ***
Недавно у меня появился новый одиннадцатиклассник. Когда я спросил, как у него дела с математикой, он ответил:
– Очень хорошо, я с ней дружу.
– Прекрасно, – отозвался я, – сейчас мы посмотрим, на что ты способен.
Я дал ему простейшее уравнение: logx8 = 3. Однако вместо того чтобы решить его в два действия (logx8 = 3 => х^3 = 8 => х = 2), мой подопечный пошел гораздо более затейливым путем, словно перед ним поставили задачу применить как можно больше формул. И хотя правильное решение в конце концов было найдено, мне показалось, что парень не вполне понимает, что пишет. Я предложил ему сделать проверку. Каково же было мое удивление, когда и проверка была выполнена с привлечением нескольких формул!
– А ты вообще знаешь, что такое логарифм? – спросил я.
– Никогда не задумывался об этом, – был ответ.
В результате выяснилось, что молодой человек даже примерно не представляет себе, что такое логарифм. Более того, он не имел ни малейшего понятия, что такое синус или косинус, какие действия являются обратными возведению в степень, как решить неравенство х^2 > 9 и как построить график линейной функции. Хороша дружба с математикой в одиннадцатом классе!

 ***
Впрочем, иногда ученики говорят и то, что приятно слышать:

– Я бы с удовольствием обменял все свои знания на половину ваших.

 ***
Приятно, когда ученик после очередной открывшейся перед ним истины восклицает: «Я буду математиком!»

 ***
Одна моя ученица сказала так: «У меня плохая память, поэтому я люблю математику».

 ***
Вообще в настоящее время мне везет: по понедельникам ко мне приходит ученик, который владеет математикой лучше, чем кто-либо из когда-либо у меня занимавшихся.
Впрочем, и он после одного моего высказывания воскликнул с завистью: «Вот бы мне так соображать на ЕГЭ!»

 ***
– Что такое вертикальные углы?
– Вертикальные углы равны.

– Что такое смежные углы?
– Сумма смежных углов равна 180градусам.

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz