Нередко можно слышать мнение, что школа не только не делает умнее, но
и оболванивает. Между тем я убежден, что математика развивает
интеллект, программа по ней составлена неплохо, а учебники написаны
грамотно. Но парадокс этот разрешается очень просто.
Дело в
том, что подавляющее большинство школьников на каком-то этапе обучения
теряет нить рассуждений и с этого момента перестает понимать все
последующие темы. Чтобы мысленно поставить себя на место таких
школьников, представьте, что вы изучаете иностранный язык, вам дали
несколько слов, а потом, предполагая, что вы их усвоили, стали объяснять
при их помощи новые и так далее. А вы почему-либо эти слова забыли.
Очевидно, что на этом ваше осмысленное изучение языка оборвется. Самое
большее, что вы сможете, это механически повторять совершенно непонятные
для вас фразы.
То же происходит у большинства школьников с
математикой. Каждая новая тема имеет своим фундаментом что-то из
пройденного ранее. В какой-то момент этого фундамента почему-либо не
оказывается. В результате новый материал остается непонятым. Но это
никого не волнует: от детей все равно требуют применения этого
материала, то есть применения того, в чем они не разобрались!
Что
же им остается делать? Им приходится тупо воспроизводить какие-то
последовательности действий, что не только не делает их умнее, но
отупляет. Поскольку со временем количество непонятого материала растет,
наверстать упущенное становится все сложнее. Вместе с тем у ребенка
закрепляется дурная привычка выполнять все задания механически, по аналогии, не вникая и не пытаясь вникнуть в суть. У многих в конце
концов создается убеждение, что сути этой и нет или, во всяком случае,
что постичь ее невозможно, а математика превращается для них в
бессмысленный набор символов.
Выходит, школьная система
глубоко порочна. Нельзя давать логарифмические уравнения тому, кто не
понял, чем умножение отличается от сложения. Такому человеку место во
втором классе, а не в десятом. И не важно, сколько ему лет – восемь или
восемнадцать; приступать к изучению новых тем надо не по достижении
определенного возраста, а по мере усвоения более элементарных вещей.
При
этом не исключена та ситуация, когда ученик будет успевать по одним
предметам лучше, чем по другим. А у нас, если уж оставляют на второй
год, то второгоднику приходится повторно изучать все предметы, а не
только те, по которым он отстал. Да и кто из вас видел, чтобы
оставленный на второй год (не по болезни, а чисто по неуспеваемости)
превратился в отличника? Таких чудес не бывает.
И дело
здесь в том, что причины отставания никуда не деваются. А причины эти
почти всегда кроются в непонимании базовых тем. Ясно, что в подобной
ситуации без репетитора обойтись уже трудно.
Даже если человек в девятом классе не знает таблицы
умножения и не в курсе, как найти площадь прямоугольника, я шаг за
шагом, от простого к сложному провожу его через всю школьную программу. И
нередко, узнав очередную истину, ученик восклицает что-то вроде: «Так
вот зачем мы это писали!» Или: «А, теперь я понимаю, что мы делали в классе!» И на следующий урок математики он идет уже с совсем другим настроением.
|